Мне уже приходилось писать о том, что нынешний кризис капитализма является последним и фазы роста просто не наступит. Потенциал развития на экономической базе капитализма и частной собственности полностью исчерпан. Увы, или к счастью, но эти предположения сбываются. В общем, капитализм уже умер. К этому выводу нетрудно было придти глядя на чудовищные диспропорции в мировой экономике. Весь предшествующий кризису экономический рост был по существу отчаянным бегством от надвигающейся катастрофы, в ходе которого капитализм буквально загнал себя в угол. Еще до кризиса мы увидели и нулевой процент (Япония), и бесконечное увеличение бюджетных расходов и госдолга. Учетная ставка в США и ЕС уже давным давно ниже инфляции. В итоге, все равно ничего не помогло. Таким образом, уже давно рост продолжался в долг, т.е. был искусственной отсрочкой кризиса. Но, чем дольше убегать от кризиса, тем сильнее и разрушительнее он грянет.
Созданные самим капитализмом производительные силы пришли в противоречие с капиталистическими производственными отношениями. Огромные производительные силы не могут быть запущены, так как просто не найдут сбыта. Основные потребители утонули в долгах, а страны «третьего мира», прежде всего Китай и Индия никогда не смогут потреблять на уровне Европы или США, так как это полностью противоречило бы природе капитализма. Наоборот, в условиях кризиса, капитализм будет вынужден еще сильнее поджать уровень потребления азиатских рабочих, опуская их зарплату ниже стоимости воспроизводства рабочей силы. Тупик со всех сторон.
В этой ситуации отчаянные попытки путинского правительства довести кредиты до «реального сектора» приведут просто к перетеканию этих денег в личные карманы капиталистов, но ничем не помогут предприятиям, на которых повиснут новые долги. Напомню, что правительство обязало госбанки резко нарастить кредитные портфели и ввело новый порядок предоставления госгарантий по кредитам. Т.е. правительство буквально заставляет давать деньги «реальному сектору» и к тому же гарантирует эти кредиты, т.е. в случае невозврата готово расплачиваться с банками. Но ведь беда в том, что реальному сектору просто некуда производить. Рынки затоварены. Что толку строить новые дома и производить новые автомобили, когда рынок забит не распроданными квартирами и автомобилями. И такая ситуация везде, буквально во всех отраслях. Всюду затоваривание. Ясно, что в этих условиях капиталисты найдут способ перекачать полученные кредиты в свои личные карманы, но все равно не будут производить. А государство еще будет и оплачивать эти кредиты. Таким образом, все закончится очередной накачкой капиталистических карманов государственными деньгами, что ничуть не поможет запустить останавливающуюся экономику.
Что же делать? Выход в принципе один. И к нему все равно придется придти. Чтобы экономика заработала нужно очистить ее от перегородок частной собственности. Это как в Пикалево, где единый, общественный производственный механизм не смог работать с тремя частными собственниками. Там ведь тоже, по сути, пришлось убирать перегородку частной собственности, чтобы запустить весь комплекс.
Необходима безвозмездная национализация средств производства и организация планомерного производства, распределения и потребления в масштабах общества. Весь народнохозяйственный механизм должен заработать по принципу одной фабрики. Очевидно, что нынешнее государство сросшееся с крупнейшими частными собственниками на такие действия не способно. Тем хуже для него!