Дмитрий Якушев (yakushef) wrote,
Дмитрий Якушев
yakushef

Categories:

Читая Достоевского. Когда мир хуже войны

Читаю тут «Дневник писателя» Достоевского и вижу, что на самом деле для коммунистов он вовсе не чужой, несмотря на всю свою «пламенную реакционность». Вернее сказать, что для большинства профессиональных леваков Федор Михайлович, конечно, бесконечно чужд, только про них и Маркс сказал, что «сам он не марксист». А вот для настоящего коммунизма, в котором выражается народная правда, который выступает с точки зрения всеобщего Достоевский совсем не чужой. Он только не успел понять коммунизм, как народную правду, судил о социализме по Нечаеву.

 

Достоевский кто угодно, только не пошлый буржуазный морализатор во Христе. В «Дневнике писателя» есть очень интересные мысли о войне, на которые никакой буржуазный пошляк в принципе не способен. Вот эти мысли:

«Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять… Именно для народа война оставляет самые лучшие и высшие последствия. Как хотите, будьте самым гуманным человеком, но вы все-таки считаете себя выше простолюдина. Кто меряет в наше время душу на душу, христианской меркой? Меряют карманом, властью, силой, - и простолюдин это отлично знает всей своей массой… Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства - в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуждается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? А во время мира чем масса может заявить свое великодушие и человеческое достоинство? Мы и на единичные-то проявления великодушия в простонародье смотрим, едва удостаивая замечать их, иногда с улыбкою недоверчивости, иногда просто не веря, а иногда так и подозрительно… Пролитая кровь важная вещь. Взаимный подвиг великодушия порождает самую твердую связь неравенств и сословий. Помещик и мужик, сражаясь вместе в двенадцатом году, были ближе друг к другу, чем у себя в деревне, в мирной усадьбе. Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами».

Правда Достоевский здесь говорит как бы не от себя, но в то же время очевидно, что это его мысли, что он сам почти так думает. Кто после этого скажет, что Достоевский консерватор, реакционер и охранитель, когда этот мир «даже безнравственно поддерживать». В голову сразу же приходит «Весь мир насилья мы разрушим». Ведь так! Это же приговор всей гнусности буржуазного общества, когда даже война лучше, чем такой мир. Выходит, что только на войне человек способен проявлять человеческие качества, а в мирной жизни буржуазное общество не дает ему таких возможностей.

Капитализм в период процветания с его казалось бы победившим мещанским счастьем, заключающемся в возможности потреблять и потреблять, настолько омерзителен для порядочного человека, что иногда думаешь, что пусть хоть бы и война. Ведь жизнь человека совершенно обессмыслена, когда он живет только ради телевизора, машины, мобильника. Действительно – пусть уж лучше война.

СССР, когда уже клонился у упадку стал говорить о мирном сосуществовании систем, о мире во всем мире. Кончилось это для советских народов настоящей катастрофой. Не мир принес я вам, но меч. Коммунисты не имеют права забывать эти слова, пока их дело не сделано. Не мира, а войны и победы над капитализмом должны были желать советские люди. Как когда-то Маркс с Энгельсом неистово желали войны с реакционной Россией, которая висела постоянной угрозой над европейской революцией. И это пример настоящего революционного отношения к войне.

Чтобы навсегда установился мир, в котором человек сможет быть человеком нужна война, которая разрушит старый изживший себя порядок.

В «Известиях» опубликован интересный материал о настроениях в Крыму после пятидневной войны на Кавказе.

«Знаешь, не будь этой маленькой войны, ее следовало бы придумать, - поделился со мной сокровенным знакомый мичман. - Понимаешь, совершенно другой дух, другое отношение. Мы теперь ходим с гордо поднятой головой. Знаем, Россия нас не бросит. А на эти заявления - плевать! Собака лает, караван идет...».

Очень хорошо и правильно сказал мичман. Ведь пятидневная война на Кавказе подняла дух всем, кто сопротивляется империализму. Российским солдатам, разгромившим американскую шестерку аплодировали по всему миру. В то время, как враги подлинной свободы и справедливости кусали локти и лопались от бессильной злобы. Так неужели продолжение гнилого мира на Кавказе было бы лучше этой войны?
 

Tags: война, социализм, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments