Дмитрий Якушев (yakushef) wrote,
Дмитрий Якушев
yakushef

Category:

О том, что такое религия

Религия, конечно, не есть просто случайность, глупость или безумие. Она имеет серьезное основание в природе человека. Поэтому очень легко увидеть неудовлетворительность плоского атеизма. Плоский атеизм ничего не объясняет, а просто пытается забрать у человека что-то очень важное, не давая взамен ничего. Если бога нет, то всё позволено, то кругом пустота и ужас. На это, конечно, легко возразить, что и с богом позволено всё. Каких только преступлений не делалось его именем. И всё-таки, как быть с образующейся пустотой? 

Чтобы победить или скорее преодолеть религию, сначала её нужно понять, найти подлинный её источник. И, в общем, эта работа уже сделана.

В работе "К критике гегелевской философии права. Введение" К. Маркс писал:

"Основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Но человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur (вопрос чести), его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения п оправдания. Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия. Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положени есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия."

Здесь, в общем, все точки поставлены, лучше и не скажешь. Наверное, можно сказать только проще или современнее. Речь у Маркса идет вот о чем. Человек - существо разумное, и в этом он венец природы, так как ничего не может быть выше разума способного к познанию. Поиск истины - есть природа разума, его суть. Он потому и разум, что способен находить и познавать истину. Но пробудившийся разум человека сразу же упирается в то, что человек в реальности ещё не может быть тем, чем он должен быть по своей сущности. Существование человека пока не истино, потому как не соответсвует его сущности. Тогда и приходит религия, которя "претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью." Не найдя истину в мире, человек отправляет её на небо. Ведь разум не может совсем обходиться без истины, в противном случае это не разум. 

Таким образом "религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял".

Только в процессе исторического развития создаются условия (материальные условия) для появления общества, в котором человек, как родовое существо, больше не жертва внешних обстоятельств, в том числе и создаваемых им самим, а полноправный хозяин своей судьбы.

"Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения прак­тической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой," - писал Маркс в "Капитале". С прорывом человека к социалиму, где жизнь человека соответсвует его сути, упроздняется сам  источник для появления религии. Люди становятся богами, а потому не нуждаются более в выдуманных богах.

Правда, не исключенно, что на этом пути они могут найти богов настоящих. Ведь, если Вселенная вечна и бесконечна, то значит в ней есть всё, в том числе и разум, прошедший свой полный путь. 


Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments